Category:

15 ТОЧЕК СНАЙДЕРА

Структура, предложенная Снайдером, является результатом его практического опыта и анализа работ других авторов, в частности, всемирно известной книги Сида Филда «Сценарий». На данный момент эта структура, пожалуй, является самым удобным и простым руководством по чёткому структурированию истории. Она также имеет в своей основе три акта, но внутри них – 15 основных пунктов, распределенных по страницам 110-страничного сценария. Кратко остановимся на каждом из них.

СТРУКТУРА ПО СНАЙДЕРУ

1) Открывающая сцена (с. 1). По этой части у нас складывается первое впечатление о фильме – о его тональности, настроении, масштабе. Это также возможность показать зрителю стартовую точку, с которой начинается путешествие главного героя (каким герой был до основных событий).

Открывающая и финальная сцены должны иметь противоположный заряд, как плюс и минус.

2) Формулирование темы (с. 5). Где-то на пятой минуте фильма с хорошей структурой сценария кто-то (обычно не главный герой) задает вопрос или произносит фразу (как правило, в адрес главного героя), в которой формулируется основная тема картины («Будь осторожен в своих желаниях», «Кто высоко летает, тот низко падает», «Семья важнее денег» и т.п.). Это высказывание – тематическая установка картины. По сути весь фильм – это цепь размышлений на тему некого образа жизни или стремлений главного героя, поэтому, определившись с главной темой, нужно с самого начала заявить её и для зрителя.

3) Установка (с. 1-10). На первых десяти страницах сценария необходимо обозначить «шесть вещей, которые нужно исправить» (шесть – условная цифра, которая может меняться). Это как будто список того, чего не хватает в жизни главного героя. В дальнейшем эти «шесть» вещей могут «сработать» в следующих актах в виде шуток, отсылок, событий (как у Чехова – ружьё, висящее на стене в первом акте, обязательно выстрелит).

4) Катализатор (с. 12). Фактически сцена с катализатором – первый момент, когда начинает что-то происходить. В установочной части сценарист показывает кусочек мира, а затем с помощью катализатора разрушает его в один момент. Иными словами, катализатор - это событие, которое круто меняет жизнь главного героя.

5) Размышление (с. 12-25). Размышления главного героя и последний его шанс признаться: «Это безумие». Важно показать, что герой отдаёт себе отчёт в происходящем, вступая в «новый мир». Даже если эта часть не показывает напрямую метания главного героя, она разрешает некий вопрос на пути от катализатора к началу второго акта.

6) Переход ко второму акту (с. 25). Это момент, когда мы оставляем позади старый мир («тезис») и вступаем в мир, который является его полной противоположностью, «антитезисом». Этот переход должен быть чётко обозначен и сопровождаться осознанным решением главного героя (герой не может попасть во второй акт «случайно»).

7) Второстепенная сюжетная линия (с. 30). На странице 30 Снайдер предлагает начать развитие второстепенной сюжетной линии, которая в большинстве случаев представляет собой любовную историю. Это также история, которая раскрывает тему картины. Этот момент является своеобразной «передышкой» после попадания в «новый мир». Здесь часто появляются новые персонажи, своеобразные антиподы персонажей, населявших мир первого акта.

Cool Развлечения и приколы (с. 30-55). Эта часть сценария даёт ответ на вопрос: «Почему я решил посмотреть фильм? Что такого интересного в его замысле, постере и основной идее?» Пока герой осваивается в новом мире, мы находимся в ожидании раскрытия замысла, и нам не нужно ничего больше. Здесь могут происходить бурные разборки между друзьями, нелепые погони, в это время тональность повествования как будто становится легче (например, Брюс Всемогущий здесь пробует себя в роли Создателя, а человек-паук тестирует свои новые странные сверхспособности).

9) Поворотная точка (с. 55). Как и Гулино, Снайдер говорит о необходимости резкого поворота ровно в середине сценария. Обычно эта точка является либо «подъёмом», когда кажется, что главный герой достиг всего (иногда это лишь иллюзия), либо «провалом», когда весь мир вокруг него рушится (что тоже может оказаться ошибочным впечатлением). В любом случае сюжетная точка «Всё потеряно», о которой мы поговорим далее, будет являться полной противоположностью центрального поворота.

10) «Плохие парни наступают» (с. 55-75). Именно в этот момент плохие парни решают провести перегруппировку сил и послать в бой тяжёлую артиллерию. Внутренние разногласия, сомнения и зависть начинают разъедать команду главного героя. Зло не сдаётся, а помощи герою ждать неоткуда. Он должен справиться с испытанием в одиночку. Надвигается катастрофа.

11) «Всё потеряно» (с. 75). Эта часть сценария – противоположность поворотной точки (если там мы видели иллюзию победы – здесь наблюдаем иллюзию поражения, и наоборот). Снайдер условно называет эту часть «дуновение смерти». В очень многих популярных картинах момент «всё потеряно» используется для того, чтобы убить кого-то из персонажей или же показать нечто связанное со смертью (даже если это комедия). Эта точка похожа на момент «Христос на кресте», когда умирает, остаётся в прошлом прежний мир, прежний герой, прежний образ мыслей.

12) «Душа во мраке» (с. 75-85). Это нечто, происходящее за мгновение до того, как главный герой, дойдя до ручки, наконец находит единственно верное решение, способное спасти его и весь мир (темнота, предшествующая рассвету). Здесь мы должны сполна испытать горечь поражения, чтобы выучить свой урок. Снайдер также отмечает, что данная часть может длиться как пять минут, так и пять секунд. Главное, что она является базовой и всегда присутствует в истории.

13) Переход к третьему акту (с. 85). Благодаря персонажам, которые появились во второстепенной сюжетной линии (любовной истории), благодаря всем размышлениям над темой картины и обсуждениям, имевшим там место, благодаря последнему рывку главный герой находит решение, которое позволит победить. В классическом варианте соединения основной и второстепенной сюжетных линий найти решение главному герою помогает женщина. Благодаря ей он понимает, как решить обе проблемы: победить плохих парней и завоевать её сердце.

14) Финал (с. 85-110). Здесь прошлое остаётся позади, а на смену ему приходит новый мир. Главный герой действует, руководствуясь опытом, который он приобрёл во втором акте, и последовательно расправляется со всеми плохими парнями. Финал истории – та её часть, в которой происходит зарождение нового общества. Главный герой не просто переживает личный триумф, он должен изменить мир.

15) Заключительная сцена (с. 110). Заключительная сцена фильма является противоположностью открывающей. Это доказательство того, что перемены произошли, и они налицо.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened