shichengaru

Categories:

ВАЖНО НЕ ПЕРЕСТАРАТЬСЯ

[сценарист Александр Талал о том, как сценаристу погрузиться в историю]

Конечно, сценаристу хорошо бы разбираться в предмете, о котором идет речь. Это очевидно, об этом всегда говорили и будут говорить. Я хочу, наоборот, отметить, что тут важно не перестараться. Во-первых, потому что нет предела прекрасному, и так можно посвятить всю свою жизнь одному проекту. Как персонаж Жозефа Грана в «Чуме» Альбера Камю, который каждый день пытался довести до совершенства одну-единственную строчку — первую — своего будущего романа. У автора нет и не может быть задачи изучить физику как Митио Каку, или медицину и рутину медработника как главврач в районной поликлинике.

Во-вторых, кино — это условность, и если бы все было достоверно, не существовало бы ни «Армагеддона», ни «Гравитации», ни «Интерстеллара». Не было бы даже «Форреста Гампа» и «Декстера». Вообще большинство фантастов терпят крах в попытках представить себе мир будущего (забавно читать писателей из 1960-х, у которых в двадцать пятом веке люди по-прежнему слушают пластинки), но они от этого не становятся плохими авторами. Потому что у творчества нет задачи соответствовать реальности, но есть задача сконструировать такую ситуацию, в которой человечество увидит отражение себя (отражение своей природы, а не копию физиономии).

Плевать, что там не так с метеоритом в понимании НАСА, если история о том, как герой прошел путь и принес себя в жертву, и ее кульминация вызывает слезы и мурашки по коже. Главная правда кино — правда характеров, трансформаций персонажей, их поведения, мотиваций. Остальное — на втором плане. Но хорошо, если допущения делаются автором осознанно, с пониманием, как должно быть и ради чего он или она отказывается от этого.

В-третьих, достоверность, по большому счету и на мой личный вкус, довольно скучна. Потому что та самая «правда» характеров — это недостаточно. Помимо правды, автор стремится к эмоции и вовлечению, к тому, чтобы кино было интересно смотреть. Тогда это — правда персонажа в ярких, нестандартных обстоятельствах. Редкие обстоятельства (будь то астероид, летящий на Землю, или способность преодолевать сложнейшие внутренние тупики) всегда предполагают художественную условность. Это — то, для чего художественная условность вообще нужна.

Все перечисленное, конечно, очень зависит от проекта, и очевидно, что авторы «Кремниевой долины» должны разбираться в сфере IT лучше, чем сценаристы фильмов «Вам письмо» или «Убрать из друзей». Но в принципе, для меня метод исследования примерно такой: базовое ознакомление с предметом, а затем, по возможности, консультации на разных этапах создания текста, от синопсиса до сценария (то есть предметный разговор: цель автора — не раздобыть целиком айсберг, верхушку которого вы покажете в сценарии; цель автора — раздобыть верхушку айсберга). В процессе консультаций задача, с одной стороны, понять, где есть откровенные ошибки в фактах или тональности, и решить, что с ними делать, а с другой — через решение конкретных задач в конкретных местах уже более-менее оформленного сюжета попытаться найти интересные откровения о сфере, являющейся предметом фильма.

Например, когда в «Аритмии» начальник героя сокращает санитарам «скорой помощи» выделенное время на визит до 20 минут — это простая и незамысловатая, но при этом очень точная и конкретная деталь. Она раскрывает конфликт между благополучием людей и красиво выглядящей отчетностью, рассказывает нам о вещах в жизни медика, о которых мы и не задумывались. Или когда в «Интерстелларе» нам объясняют, почему для героя и его дочери время протекает иначе — это делается не ради красного словца, а для остроты главной драмы фильма: отец пережил свою дочь, потому что был вынужден работать.

Я замечал за собой склонность, даже базово изучив какую-то тему и увлекшись ею, попытаться включить избранные факты и объяснения в сюжет. Со второго прочтения замечаешь, насколько это неуместно, насколько это может нарушать повествование и, в общем-то, не выполнять той функции, ради которой представлялось важным все это внести в историю.
[...]
Факты и исследования могут трансформироваться в важный сюжетный поворот, удачную шутку, открытие персонажа о себе и о мире, в неожиданный контекст для представлений об изучаемой вами сфере или профессии.

Источник: tvkinoradio.ru

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened