shichengaru

Categories:

СОЗДАЕМ КАРТУ ИСТОРИИ

Чтобы написать хорошую историю, надо создать крепкую причинно-следственную связь, продумать «установки» (set-up) и «выигрыши» (payoff), мотивы и последствия.

Задумайтесь на мгновение: если в сценарии есть две отдельных линии (а они существуют в каждом сценарии), то должен быть и «двигатель» истории — логический механизм, который управляет каждой линией, так что мы можем ясно отличить их друг от друга.

Сюжетная линия развивается до тех пор, пока мы задаем вопрос: «А что случится дальше?»

Эмоциональная линия развивается, пока мы спрашиваем: «Как мой герой отреагирует на очередной поворот событий?»

Все истории начинаются одинаково: с изображения статуса-кво (нормальной жизни), которую прерывает инициирующее событие / завязка / Inciting Incident. После этого что-то меняется, и наш герой начинает путешествие, реагируя на это событие. Ничего не случится без события и последующей и необходимой реакции.

Модель всегда одинаковая:

Действие — Эмоция — Реакция — Эмоция — Действие

Например, в фильме «Касабланка» Рик счастлив в своем маленьком ресторане, он «не рискует своей головой ради других» (статус-кво), до тех пор пока не приезжает его прежняя любовь Ильза с парнем, из-за которого бросила Рика (инициирующее событие). Старые раны Рика открываются (эмоции), и он должен решить, что ему делать с Ильзой, транзитными письмами и, конечно, вездесущими нацистами (реакция / последствия).

Инициирующее событие запускает снежный ком. Мы получаем эмоциональную реакцию на это событие, которое провоцирует физическое действие, вызывающие следующую эмоциональную реакцию и действия. Таким образом, эмоции всегда являются мотивами для наших действий, а последствия — результат действий, исходя из мотивов.

Если мы будем честны с собой, то поймем, на какие кнопки нужно нажать, чтобы вызвать стандартные эмоции и предсказать реакции людей. Это всего лишь человеческая природа. Например, некоторые люди расстраиваются или сердятся, когда получают отказ по публикации, в то время как другие начинают работать с удвоенной силой. Или напротив, некоторые радуются, когда получают положительный ответ, а кто-то начинает переживать, что читатель не сможет его опубликованное произведение оценить по достоинству. Есть и третьи: они просто принимают факт к сведению и возвращаются к работе над следующей книгой.

То есть где-то в темной пещере, которую все называют человеческой психикой, есть некий свод правил, которому мы все бессознательно следуем. Если вы сомневаетесь в этом, можете задать своему мужу или своей жене, партнеру или родителям такой вопрос: «Когда я (зол / зла, напуган / напугана), что я обычно делаю?» Будьте готовы удивиться. Мало кто может посмотреть на себя со стороны. Ответы близких поразят вас.

Но мы все-таки все предсказуемо разные, такими и должны быть наши герои.

Вы никогда не должны удивляться поступкам своих героев. Вы сами бессознательно заставляете их поступать тем или иным специфическим и предсказуемым образом. А то эмоциональное изменение, которого мы ожидаем от героя в конце истории (а оно необходимо, поэтому истории, где персонаж — главный двигатель, такие мощные и воздействуют на зрителя), наступает в тот момент, когда персонаж отходит от привычной модели поведения и создает для себя новое правило.

Такие мастера сторителлинга, как Майкл Хауге и Кристофер Воглер, говорят, что таким образом герой постигает свою суть, возвращается к истинному себе, это своего рода избавление от защитного слова, который мы нарастили, чтобы защищаться от ударов внешнего мира. Это изменение помогает герою сделать шаг к самореализации и познать свою истинную природу.

Арт Холкомб - сценарист, драматург и автор комиксов 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened