shichengaru Golden Entry

Categories:

Должен ли ПИСАТЕЛЬСКИЙ КОУЧ сам БЫТЬ ПИСАТЕЛЕМ?

Давно заметил – большинство сценарных и писательских коучей сами сроду ничего не писали. То есть буквально – человек когда-то честно пытался стать писателем или сценаристом, у него не получилось. Книги не публиковали, сценарии не снимали. Тогда он уперся рогом и начал читать учебники для писателей и сценаристов. А учебники эти раньше в основном писали такие же неписатели и несценаристы (сейчас, кстати, ситуация меняется, в России, по крайней мере – все больше становится сценарных букварей, написанных авторами-практиками ). И вот он, вдохновившись этими учебниками, начинает… писать? Как бы ни так! Учить других. В таком обучении уже в самой ДНК заложен вирус неписательства и несценаризма. Человек, который пытается привести других туда, где сам нигде не был, ведет их заведомо не тем путем. Такой тренер вместо авторов неизбежно будет раз за разом выпускать других тренеров. Как говорится, за что ни беремся – все получается автомат Калашникова.
В писательском и сценарном деле этот вопрос пока не очень хорошо отрефлексирован, поэтому приведу пример из соседней области – из бизнеса. Там из сломанных по этому поводу копий уже можно строить город-сад.
Должен ли у бизнес-тренера быть собственный бизнес? Если хорошенько потереть любого из топовых бизнес-спикеров, в анамнезе обнаружится блистательное отсутствие собственного бизнес-опыта. Такие спикеры раз за разом пересказывают один и тот же набор придуманных профессорами бизнес-колледжей благоглупостей, которые не только не помогают в реальном деле, а скорее мешают.
На самом деле это прекрасно понимают все организаторы бизнес-ивентов и стараются разбавлять спикеров-мотиваторов, которые заставляют аудиторию делать массаж соседям, нормальными практиками, которые делятся собственным опытом. Есть только одна проблема. Нормальные практики, которые по уши погружены в собственное дело, не обладают навыком саморефлексии и по большей части не понимают, что именно и как они делают. И проблема даже не в том, что они не умеют выступать и их невероятно скучно слушать. Проблема в том, что они говорят не то. Они сами не понимают, какие именно действия принесли им результат. Они прошли свой путь, но не запомнили его.
Получается как в сказке про дудочку и кувшинчик. Те, у кого есть информация, не умеют с нею работать. А те, кто умеет работать с информацией, ею не обладают.
И еще один любопытный момент, который заметил совсем недавно, связанный с отношением аудитории. Клиенты не просто хотят, чтобы у тренера был личный опыт в том, чему он учит. Они этого категорически требуют.
Но когда у тренера такой опыт есть – это ПОНИЖАЕТ его ценность в глазах клиента.
Как это может быть?
А вот так. Наличие собственного бизнеса понижает ценность бизнес-тренера в глазах клиента. Как и наличие собственных творческих достижений понижает ценность писательского коуча в глазах его учеников. Это звучит странно, парадоксально, но это так.
Возможно, клиент подсознательно чувствует, что тренер является его конкурентом. И не будет вкладываться стопроцентно в его дело, будет оставлять что-то про запас, «для себя».
Короче, еще раз. Клиент всегда хочет и требует, чтобы у тренера были собственные результаты в том, чему он учит. Однако наличие этих результатов понижает стоимость тренера в глазах клиента.
В обучении и делании заложен скрытый конфликт интересов, который клиенты чувствуют.
И получается такая штука. Потенциальные клиенты говорят – не пойду учиться к «А», у него нет своих результатов. Я бы пошел к «Б», он практик. Правда он никого ничему не учит. «Б» это слышит, приосанивается и запускает свой курс. И к нему никто не приходит. Потому что клиенты хотели не учиться у «Б», а «хотеть учиться у «Б». И как только эта возможность действительно появилась, «Б» сразу стал им противен (продался паскудному инфобизнесу:).
Что с этим делать? Не очень понятно. Как можно одновременно и иметь и не иметь результаты? Выход, который я вижу сейчас – это разведение делания и обучения по времени. Условно говоря, летом писать, зимой учить, как это делает Арабов.
Серьезно, не знаю.
У американцев, кстати, с этим гораздо проще. Там если ты тренер, ты не можешь выходить на поле. Это не то чтобы не принято, это запрещено. То есть консультант или тренер реально может сесть в тюрьму, если использует какую-то бизнес-возможность, которая откроется ему при общении с клиентами.

Ваш
М.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened