shichengaru

Category:

КАК ВЫСТРОИТЬ КРЕПКУЮ СТРУКТУРУ

[прием обратного поиска причинно-следственной связи в истории]

Джеффри Китчен - автор книги Writing a Great Movie: Key Tools for Successful Screenwriting о приеме, которым может воспользоваться сценарист при создании структуры истории, — обратном поиске причинно-следственной связи.

Джеффри Китчен описывает этот прием следующим образом: «Обратный поиск причинно-следственной связи (Reverse Cause and Effect) — уникальный инструмент, который поможет сценаристу окунуться в сложный материал и создать крепкую структуру для истории. История не может существовать без причинно-следственной связи: первый сюжетный поворот должен провоцировать второй, а он, в свою очередь, третий и так до конца сценария.

В сценарии, где каждое событие провоцирует следующее, действие четко двигается вперед, нет мертвых зон, из-за которых можно потерять интерес зрителей. При правильном использовании этого инструмента вы сможете превращать свои идеи „на миллион долларов“ в коммерчески выгодные сценарии».

Китчен считает, что обратный поиск причинно-следственной связи помогает выявить в истории ненужные детали, которых сценарист, парализованный из-за большого объема материала, рискует не увидеть: «Начинающие авторы отличаются тем, что пишут ненужные, избыточные диалоги и описания, лишние сцены и бесполезные эпизоды. Студийные боссы очень любят проверять сценарии на наличие причинно-следственной связи, потому что она помогает проникнуть в суть действия истории любого жанра. Отделение нужного от ненужного похоже на стрижку заросшего дерева, при которой оставляют только ствол и основные ветки».

Он рассказывает, как работает этот прием: «Прежде всего, вы должны в общих чертах разобраться в своей истории. Затем надо определить Цель истории — то, к чему вы как сценарист хотите привести сюжет. Так вы поймете, каким будет Финальное следствие, — говорит Китчен. — Цель может быть чем-то абстрактным, но Финальное следствие — это всегда конкретное действие, завершающее фильм. Затем вы должны понять, что является Непосредственной причиной для Финального следствия. Что его спровоцировало? Ему могло предшествовать множество вещей, но его причиной будет только что-то одно. Так, прокручивая свою историю от конца к началу, вы придете от следствия к причине».

Он предлагает не только пройти по всей истории с конца к началу, чтобы выстроить крепкую причинно-следственную связь обратном порядке, но также после разбивки на акты проверить их на наличие этой связи, затем то же самое проделать с каждым эпизодом и каждой сценой в актах: «Этот прием очень полезен на этапе создания сюжета, потому что он позволяет постепенно вплетать в него важные детали. Системно проходя раз за разом по сюжету, вы сможете добавлять все больше деталей и не навредите истории, если лишний раз ее пересмотрите. Все ненужное будет отпадать, останется только то, что необходимо, так что вы сможете полностью контролировать свой материал. Когда вы проверите все три акта (или больше, в зависимости от того, сколько их у вас) на наличие причинно-следственной связи, вы должны разбить каждый акт на эпизоды. В акте может быть от двух до пяти эпизодов. Например, если ваш сценарий о банковском ограблении, в первом акте будет эпизод, в котором собирается банда, эпизод, где она планирует преступление, и эпизод, в котором оно совершается».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened