shichengaru

Categories:

ЧЕМУ И ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ СЦЕНАРИСТУ

В нашей киноиндустрии удивительное отношение к обучению и к людям, которые тратят время на повышение своей квалификации. Я бы сказал, средневековое. Если человек чему-то учится – значит, он чего-то не знает. Не уверен в себе. Ненадежен. Подозрителен.

Считается, что по-настоящему талантливый человек все знает априори. Уже родился на свет, все зная и умея. Очень часто приходится слышать или читать в интернете такие разговоры: «Зачем ходить на курсы и читать учебники? Пустая трата времени и денег. Лучше потратить время и деньги на что-нибудь полезное».

Глупость несусветная. Что может быть полезнее учебы?

К счастью, есть некоторые признаки того, что этот подход все-таки уходит в прошлое по одной просто причине – люди, которые не пренебрегают учебой, очень быстро обходят на поворотах тех своих коллег, которые пренебрегают. Как вы думаете, почему?

В обучении очень многое зависит не только от того, что именно вы изучаете, но как вы это делаете. Источник информации не просто важен – он критически важен. Представьте, что вы находитесь на вокзале и видите плакат с объявлением о том, что нельзя ходить по рельсам. А теперь представьте, что это же самое сообщение делает незнакомый вам человек, сидящий рядом. Ваша мама. Полицейский. Группа вооруженных полицейских. Одинаковой ли будет ваша реакция? Уверен, что нет.

В обучении одна и та же информация имеет разную ценность в зависимости от того, насколько мы доверяем источнику сообщения.

Давайте взглянем, какие бывают источники:

1. Интернет.
Считается, что в интернете есть все. Однако научиться чему-либо лишь с помощью интернет-серфинга очень сложно. В детстве я вычитал в одной книжке, что молекулы золота есть практически везде – даже в обычной водопроводной воде. И некоторое время носился с идеей изобрести фильтр, с помощью которого можно было бы добывать золото из крана, фильтруя водопроводную воду. Конечно, это возможно сделать. Но для того, чтобы добыть грамм золота, пришлось бы потратить на фильтрацию воды сумму, эквивалентную нескольким килограммам золота, так что овчинка не стоит выделки.

Так и с интернетом. Вы действительно можете найти там ценную информацию. Но потратите на это столько времени и сил, что принесете себе этим больше вреда, чем пользы.

2. Книги.
Вчера прочитал в одной книге рассказ о том, как одна женщина в течение года читала по одной книге в неделю и в конце года сама написала об этом книгу. Тоже мне подвиг! Начиная примерно с десяти лет, то есть уже тридцать лет я читаю в среднем одну книгу в день.

Говорят, у богатых людей большие библиотеки, у бедных – большие телевизоры. Так и есть. Причем сейчас скажу вещь, которая может показаться вам странной, но она действительно работает: бумажные книги воздействуют на читателя сильнее, чем электронные.

Дело здесь не в том, что книги пахнут типографской краской, что их приятно держать в руках, что от них исходит аура и прочее столоверчение. Просто электронная книга, да еще скачанная бесплатно и сохраненная в папке «Скачано» вас ни к чему не обязывает. А бумажная книга, купленная за деньги и стоящая на полке – обязывает и еще как. Бумажная книга – это полицейский. А электронная – это плакат на стене.

Все успешные авторы предпочитали бумажные книги электронным: Шекспир, Пушкин, Толстой…

Конечно, у меня есть букридер, и я его регулярно использую. А еще у меня есть постоянно обновляемая папка с книгами на телефоне, на планшетнике, на ноутбуке и на стационарном компьютере. То есть на любом девайсе, с которым я имею дело, есть какая-то книга, которую я могу прочитать, если у меня выдастся свободная минутка. Тем не менее я не вылезаю из книжных магазинов, а курьер из «Озона», кажется, уже прикупил квартирку поближе к нашему дому – так часто он у нас бывает.

Примерно треть моей библиотеки – это сценарии и книги по сценаристике. У меня есть, наверное, все, что издано по этой теме на русском языке и все основные книги на английском.

Конечно, от получения информации из книг до прокрастинации – один шаг. Иной раз я ловлю себя на том, что хочу почитать вместо того, чтобы поработать. Но лучше выбирать между работой и чтением, чем между работой и пустым трепом.

3. Аудиолекции и аудиокниги.
Отличный способ потратить с толком время, которое приходится отдавать всяким скучным занятиям типа уборки или укачивания ребенка. Любопытно, что информация, которую мы получаем через аудио, усваивается лучше, чем если мы получаем ее, прочитав текст глазами. Особенно это касается книг, которые требуют немедленного применения – бизнес-книги, учебники.

4. Семинары и тренинги
Дают не только знания и навыки, но и так называемый «волшебный пендель» - мотивационный толчок. Давно замечено – у людей, которые регулярно посещают семинары и тренинги, больше заказов и гонорары выше, чем у тех, кто их не посещает. Примерно на 42 процента.

5. Киношколы.
Удивительно, но до сих пор в профессиональной среде есть люди, которые спорят о том, нужны киношколы или нет. И в любом разговоре как знаменем размахивают Квентином Тарантино, который «не ходил в киношколу, но ходил в кино». Конечно, нетрудно догадаться, что против киношкол выступают те, кто их не заканчивал (и среди них нет ни одного Тарантино).

Я сам учился во ВГИКе (и еще заочно - в американском университете UCLA). И считаю, что профессионал кино обязательно должен закончить киношколу. Регулярное, систематическое образование дает огромное преимущество. Постоянное общение с мастером и коллегами на протяжении нескольких лет полностью меняет мировоззрение человека.

Представьте, что вы приходите на прием к врачу, а он говорит вам – дружище, я не учился в медицинском училище, потому что считаю это пустой тратой времени и денег. Зато я видел сериал «Доктор Хаус», прочитал пару книг и один раз видел, как делают операцию. Думаю, я справлюсь. Согласились бы вы лечь под нож такого доктора?

Еще кое-что, о чем редко говорят. Помимо знаний, навыков и полезных знакомств, киношкола дает выпускникам нечто очень ценное: ощущение своей правоты. Ощущение, что ты имеешь право заниматься тем, чем ты занимаешься. Это очень важно: разрешить себе делать то, что хочется делать. Дать себе это право.

И конечно, если ты закончил киношколу, никто никогда не скажет о тебе: «Откуда он взялся? Кто он такой? Кто дал ему право заниматься тем, чем он занимается». Один такой отзыв легко может уничтожить юное, неокрепшее дарование.

Но самое главное, что дает киношкола – это контроль за выполнением заданий. Книга не укажет вам на ошибки в вашем сценарии. А в киношколе, даже если мастер отвлечется и проглядит у вас ошибку – на нее укажут другие ученики. Хотите ли вы или не хотите – вас приучат к регулярной работе и допинают до результата.

Я уверен в том, что нельзя стать сценаристом №1, не закончив киношколу.

6. Коллеги
Быстрее всего человек учится, когда он немедленно применяет все полученные навыки. За три первых месяца на съемочной площадке я узнал больше, чем за предыдущие три года.

Но, когда через несколько лет встретил ребят, с которыми работал на том проекте, я увидел, что они ничуть не изменились – делали все тот же сериал, используя те же художественные средства. Освоив за три месяца все, что нужно для работы, они остановились. Никто из них не имеет никаких других профессиональных перспектив, кроме одной – продолжать работать на этом сериале до тех пор, пока его не закроют. Работая, вы можете научиться у коллег чему-то очень быстро, но есть риск погрязнуть в рутине и остановиться в развитии.

7. Наставник.
Когда я был школьником, очень увлекался музыкой. Однажды я шел в магазин за хлебом и увидел афишу – «Сергей Сам (Санкт-Петербург) исполняет песни Александра Башлачева». Кто такой Сергей Сам, я не знал, но что такое для нашего поколения Башлачев – объяснять не надо. Естественно, вечером я отправился в клуб, купил билет и оказался… единственным зрителем в зале. На сцене горела свеча и сидел лохматый человек с гитарой. Так мы познакомились с Сергеем Титовым из Череповца (Сам – это был псевдоним, а Петербург – просто это выглядело на афише солиднее, чем Череповец).

Оказалось, он приехал в наш поселок погостить к приятелю. У жены приятеля была лучшая в мире работа – она должна была от комитета комсомола отсматривать видеофильмы, чтобы разрешить крутить их в местном видеопрокате. Вот мы и отсматривали все вместе – каждый вечер по два фильма. Так я впервые увидел «Звездные войны», «Живых мертвецов», «Унесенных ветром» и «Человека дождя». Еще мы слушали «Дорз» и читали вслух «Москву-Петушки», только что опубликованную в журнале «Трезвость и культура». Однажды Сергей дал мне тетрадь со стихами Бродского. Я воспринимал Сергея, как наставника, учителя.

Осенью жену приятеля уволили, и вся компания уехала обратно в Череповец. Вечерами я ходил мимо их дома и смотрел на черные окна. Однажды не выдержал и залез в пустой дом через окно в туалете. Сидел на полу в комнате, курил, вспоминал, как мы были здесь счастливы и совершенно не понимал, как буду жить дальше без моих друзей.

Это была моя первая встреча с моим первым наставником. Потом были другие.

Были газетные редакторы Роман Романенко, который научил меня никогда не срывать дедлайны и Владимир Панцырев, который научил, что плохой блокнот всегда лучше хорошей памяти. Была Алена Владимирская, которая научила меня открывать ногой двери, в которые я боялся постучать. Был драматург Николай Владимирович Коляда, который научил писать о том, что по-настоящему волнует. И наконец, был Александр Эммануилович Бородянский, который научил тому, что в кино всегда должно быть интересно, что будет дальше. Был Ариф Алиев, который научил взаимодействовать с целью героя.

И, конечно, были Аарон Соркин, Винс Джиллиган, Дэвиды Милч и Саймон. И еще – Достоевский, Чехов и Пушкин. А также Леонардо, Роберт Макки, Фрэнк Керн, Тинторетто, Эйзенштейн, Дэн Кеннеди, Ли Якокка, Питер Брук, Август Сильный, Эдисон, Борис Гребенщиков, Андрей Парабеллум…

Я всегда нахожусь в поисках учителя. Каждого встреченного мной человека я спрашиваю – чему ты можешь меня научить?

Очень часто говорят о том, что нужно учиться не у теоретиков, а у практиков.
Это не совсем верно.
Учиться лучше всего у тех, у кого есть талант учителя.

Лучшие учителя – отнюдь не те, кто достигает больших высот в своем деле. Высот достигают их ученики. Дело в том, что навык творчества и навык обучения – это противоположные навыки. Они взаимно уничтожают друг друга. Станиславский перестал быть великим актером и режиссером, став великим преподавателем. Есть некоторые исторические данные о том, что великий Шекспир был плохим преподавателем. Плохим преподавателем был Гоголь. Козинцев был великим преподавателем, но только не тогда, когда снимал. Арабов в одном из интервью сказал, что не может писать зимой, пока идут занятия у студентов. Или преподавание – или творчество.

Для того, чтобы стать сценаристом №1, нужно использовать все способы получения новой информации. Все.

Даже так: ВСЕ.

Запомните этот подход и применяйте его в любом деле. Если у вас есть какая-то проблема, которую вы должны решить, не ищите одно-единственное решение. Ищите десять решений. Сто. И запускайте все эти сто решений сразу. Наваливайтесь толпой. Какие-то решения окажутся более эффективными, какие-то менее. И лишь одно действие действительно решит вашу проблему. Но для того, чтобы найти это действие, нам нужно перепробовать сто других.

Так же и с образованием – человеку нужно лишь одно яблоко, чтобы открыть закон притяжения. Но чтобы найти нужное яблоко, нужно съесть вагон яблок. Не теряйте время, начинайте прямо сейчас.

Яблоки полезны. В них есть витамины и железо.

Запомните:
Вы живы только пока вы учитесь.

Сделайте:
Тратьте на обучение не меньше 4 часов в день.

Прочтите:
Томас Фостер, «Читай как профессор»

Ваш
Молчанов

ЗЫ. Не теряйте время. Вот вам два действия: одно - онлайн-курс "Роман":
http://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21
второе - онлайн-курс "Технология бестселлера": http://www.shichenga.ru/news/onlajn_trening_tekhnologija_bestsellera_predvaritelnoe_zadanie_nomer_2/2020-02-24-803

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened